Донна ([info]donnanna) wrote,
@ 2008-04-15 17:52:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Current mood:thankful
Entry tags:о жизни, обо мне

Флента навеяла
Читала пост, читала и плакала.
Я не хочу говорить про памятник, про сносы/переносы и решения правительств - в конце концов, не в памятниках дело. И не самое это трагическое и не самое неправильное из того что происходит в мире.Я хочу поговорить о том, почему я плакала. Потому что пост этот так остро напомнил мне детство: 70-е годы, огромную и великую страну в которой я жила и ощущение что все народы живущие в ней - братья.
Истории про "их нравы" которые я привозила каждый год с Северного Кавказа, только подчёркивающие ощущение общности и единства. Бесконечные неспешные разговоры в поездах о том, как живут люди в других республиках, русского мальчика из Ашхабада в которого я была влюблена на первом курсе к концу института его семья уже переехала в Нижний - никто не хотел выяснять к чему идёт дело.
прекрасный, пахнущий цветами и молодостью Навои из рассказов близкой подруги у них до сих пор нет своего жилья, квартиру пришлось бросить а тяжело больного деда её тогдашний муж вёз через Москву на руках - заказать носилки было невозможно
И книги, конечно, потрясающие книги, написанные с любовью и теплом. Вы читали когда-нибудь рассказы Фазиля Искандера? Как я любила их в детстве! Они давали мне ощущение прикосновения к чуду... А "Ташкент - город хлебный"? А воспоминания про эвакуацию? А "Ходжа Насреддин" Леонида Соловьёва, написанный русским человеком с такой пронзительной любовью и пониманием, что я до сих пор грежу Ферганой?

Всё это было частью нашей жизни, частью информационного пространства в котором мы жили...

Потом случилась перестройка, потом развал страны... Стало известно многое о чём не говорили раньше, и я начала задумываться - существовала ли хоть где-нибудь эта прекрасная общность, эта готовность воспринимать людей не взирая на национальность, эта самоотверженность и чистота, про которую писали книги и снимали фильмы? Или это была только сказка, придуманная маленькой девочкой на основании красивых книг?

И теперь, когда я читаю такие истории, настоящие, подлинные истории про прекрасных, чистых духом людей, для которых "несть ни еллина ни иудея", я плачу.
Потому что понимаю: всё это было и мы его утратили.
Потому что были чудесные люди, усыновившие 15 чужих детей, и удивительный человек, который бился за справедливость и воссоединял семьи, и была настоящая благодарность и преданность и узы, которые не рвутся годами... Многое сейчас лучше, многое легче и многое гораздо правильнее, но прекрасную мирную дружную страну мы потеряли. А ведь кое-в чём она и правда была.

И знаете, именно сейчас, первый раз в жизни, без принуждения, глумежа и сомнений мне захотелось сказать: "спасибо партии и правительству за моё счастливое детство". Потому что кое-что хорошее они действительно делали.



(33 comments) - (Post a new comment)


[info]cypena
2008-04-15 01:56 pm UTC (link)
о да.

(Reply to this)


[info]tari_bird
2008-04-15 02:00 pm UTC (link)
Сначала скажу ППКС

А вообще я думаю, что то что мы помним из детства это была такая советсткая мифология. Но люди реально нуждаются в мифологии, а как же! Это же не только обман, как говорят некоторые, это и ориентир, маяк.

(Reply to this) (Thread)

вот-вот, маяк - верное слово
[info]donnanna
2008-04-15 02:06 pm UTC (link)
оно, конечно, частично мифология. Но эта мифология и основу под собой имела, которую она порождала и из которой рождалась.
Обеспечивала некий общий взгляд на предмет у мало-мальски образованного человека.

(Reply to this) (Parent)


[info]haez
2008-04-15 04:41 pm UTC (link)
Да, это маяк.
Кстати, герои все равно были.

(Reply to this) (Parent)


[info]dreiviertel
2008-04-15 04:30 pm UTC (link)
Да, я тебя понимаю. У меня бабушка и дедушка из Ташкента родом. Конечно, в их рассказах чем дальше, тем больше было ностальгии, но все равно...

(Reply to this) (Thread)


[info]donnanna
2008-04-15 07:03 pm UTC (link)
вон, Василиска ниже говорит что в Ташкенте по прежнему всё хорошо ;)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]wasiliska
2008-04-15 07:14 pm UTC (link)
ну да, "Спииииииииииииите жители города, в Багдаде все спокойно":)))

(Reply to this) (Parent)


[info]haez
2008-04-15 04:40 pm UTC (link)
Вот какие у меня замечательные друзья! Этот самый пост я перечитала четыре раза. Все читали и все плакали. И я тоже немножко взревела.
день такой.
"Не говори с тоской - их нет,
Но с благодарностию - были".
Такие люди есть и до сих пор. Которые усыновляют, берут к себе в дом. Причем тогда брали сирот с войны, а сейчас все хуже, берут детей с улицы куда более трудных. Есть, есть люди. А памятник - это повод еще раз поговорить, вспомнить.
Блин, еще и Осееву эту перечитала, теперь вообще покоя мне не будет.

(Reply to this) (Thread)


[info]donnanna
2008-04-15 05:46 pm UTC (link)
да, я понимаю что такие люди есть и сейчас.
Но тогда были не только те кто усыновлял детей разных национальностей, но и ощущение что мы все - братья...

(Reply to this) (Parent)


[info]svetly
2008-04-15 05:12 pm UTC (link)
Как же я понимаю, Донна! Как же я понимаю... И какое спасибо тебе за этот пост. Большое. Нет, огромное.

(Reply to this) (Thread)


[info]donnanna
2008-04-15 05:46 pm UTC (link)
пожалуйста ;)
правда, не знаю - за что ;)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]svetly
2008-04-15 05:54 pm UTC (link)
Может быть, за созвучие... а, может быть, за чувство неодиночества в том, что всегда было и казалось очень важным.

(Reply to this) (Parent)


[info]wasiliska
2008-04-15 06:41 pm UTC (link)
"прекрасный, пахнущий цветами и молодостью Навои из рассказов близкой подруги у них до сих пор нет своего жилья, квартиру пришлось бросить "
Донна, Навойи стоит, в нем больше половины рускоязычного населения, так же как в Зарафшане и Учкудуке- в том самом, про который Ялла пели "Учкудук, три колодца", тамошние жители разговаривают с настоящим среднерусским акцентом, для нашей протяжной восточной русской речи -это нечто! убежали только самые пугливые, остальные продолжают жить и наслаждаться жизнью.
я живу в Узбекистане 34 года, мой муж 29, мой папа 41, моя свекровь-эвакуированная из Ленинграда.
Моя прабабушка жила рядом с вокзалом в Самарканде, и каждый день мимо проходили и падали под окнами голодные эвакуированные. Моя прабабушка продала, распилив на кусочки платиновую шашку с золотым эфесом, украшенным брильянтами, изумрудами и рубинами- подарок императора моему пра-пра-дедушке за доблесть во время боевых действий.и кормила совершенно ей чужих и порой даже незнакомых людей.
Узбекистан- моя Родина, это моя Страна.
Пропамятник- НЕ РАЗБИВАЛИ НИКАКИЕ ФИГУРЫ БУЛЬДОЗЕРАМИ!!!!!!! просто аккуратно перевезли памятник в другое место, что тут ужасного?
у нас в стране совершенно особое отношение к детям- любым! живым, мраморным, бронзовым, НЕ МОГЛИ ТАК ПОСТУПИТЬ С ЭТИМ ПАМЯТНИКОМ!!!!
не плачь! все не так страшно, как ты думаешь!

(Reply to this) (Thread)


[info]donnanna
2008-04-15 06:51 pm UTC (link)
спасибо, Василиса, за информацию ;)
но я же плачу не о памятнике... Я плачу об огромной прекрасной стране, в которой я жила и которой давно не существует.
ЗЫ вот ты говоришь - Узбекистан моя Страна, я говорю - Россия моя Страна, Алёна скажет - Украина моя Страна и так далее. И плохого в этом ничего нет, наверняка по многим параметрам так только лучше. Но Советского Союза больше нет. И "эвакуированных" не будет больше никогда - только "беженцы", "гастарбайтеры" и "террористы".

Edited at 2008-04-15 06:59 pm UTC

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]wasiliska
2008-04-15 07:08 pm UTC (link)
я тебя понимаю, но хотя бы за памятник ты можешь быть спокойна!:)))
его перенесли на въезд в город, он стал так сказать визитной карточкой города:)))

(Reply to this) (Parent)


[info]wasiliska
2008-04-15 07:18 pm UTC (link)
я говорю, что Узбекистан- моя страна для того, чтобы ты поняла, как я, русская, отношусь к ней:)
у нас была самая многонациональная республика, у нас в классе, например было 26 национальностей, да сейчас этого явно нет, но традиции, терпимость, толерантность- этого у нашего народа не отнимешь, нашего- узбекистанского, не узбекского, как национальности, а узбекистанцев- как нации.
дай то Боженька, чтобы не было больше НИКОГДА эвакуированных!!!!!!!!!!!

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]donnanna
2008-04-16 09:52 am UTC (link)
под последней фразой могу сказать только ППКС ;)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]wasiliska
2008-04-16 10:06 am UTC (link)
лучше просто так в гости приезжайте из Питера в Узбекистан:)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]donnanna
2008-04-16 01:39 pm UTC (link)
надо будет как-нибудь ;)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]wasiliska
2008-04-16 02:29 pm UTC (link)
договорились:)

(Reply to this) (Parent)


[info]amor_
2008-04-15 10:56 pm UTC (link)
Информация про памятник утешает. Спасибки тебе!:)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]wasiliska
2008-04-16 08:55 am UTC (link)
не за что!
у нас могли статую Дзерджинского сломать, но вот детей - да еще усыновленных узбеком- это врядли!

(Reply to this) (Parent)


[info]dolorka
2008-04-15 06:48 pm UTC (link)
Донна, я полностью, всей душой присоединяюсь, понимаю, сопереживаю/
Ну, да ты же знаешь...

(Reply to this) (Thread)


[info]donnanna
2008-04-15 06:58 pm UTC (link)
угу

(Reply to this) (Parent)


[info]mrs_underhill
2008-04-15 07:41 pm UTC (link)
Донна, спасибо за линк. Чудесная и очень грустная история. И про страну, которую мы потеряли, и про Фазиля Искандера и Ходжу Насреддина - ППКС.
В Ташкенте не была, но была в Гаграх и Сухуми, и помню, как вез меня таксист, пожилой абхазец, одну, поздно ночью, с вокзала в университский лагерь на море - я студентка была. И ни капли не было страшно - потому что был он джигит, невероятно благородный до мозга костей, и правда как со страниц книг Искандера. Умрет, но не даст женщину в обиду. И так он здорово рассказывал про Абхазию и проводил меня до самого корпуса на всякий случай...
И вспоминаю своих друзей-грузин в Универе, и эстонцев - друзей нашей семьи, и наши по нескольку раз в год поездки в Таллинн...

И вот смотрю я на то, во что это превратилось, и на то, что происходит в других странах мира - и не обижайтесь, это не желание разжечь флейм и пр., а просто мой собственный вывод на основе многочисленных наблюдений. Любой национализм, любое национальное движение - зло, бесплодная и ненужная вещь. Национализм - #1 причина всех войн (#2 - религия). И какое национальное движение не возьми, оно всегда плохо кончается. Не вижу исключений в известной нам истории, не знаю их просто. Потому что основано это противопоставлении одних людей другим, и часто на ненависти. Дурная основа.
Как СССР держали вместе - отдельная песня, и сколько скрытых обид при этом давили. Но все-таки лучше, ИМХО, когда эти обиды давили, чем когда дали им волю... Обижаться, мстить - бесплодная штука, так как всем в итоге только хуже...

(Reply to this) (Thread)


[info]wasiliska
2008-04-15 08:14 pm UTC (link)
взгляд на ситуацию изнутри:
это не национализм, с национализмом у нас в стране шутки плохи- есть статья за разжигание национальной розни, и за нее попадаются люди любой национальности.
дело в другом, я думаю все более банально- может быть отмывка денег, может быть тяга к известности, может быть что угодно, но уж не национализм!
блин, люди! это же памятник УЗБЕКУ!!! как можно убрать памятник такому героическому единоверцу и соплеменнику, подумайте!

(Reply to this) (Parent)


[info]donnanna
2008-04-16 10:49 am UTC (link)
ну, я-то всяко национализм не приветствую ;) мне это затруднительно ;)

(Reply to this) (Parent)


[info]amor_
2008-04-15 10:51 pm UTC (link)
Да, нельзя не согласиться: в Совдепии были свои плюсы. И то, что теперь от этих плюсов кто-то хочет избавиться - это грустно.:( Ибо это впадение в крайность. Новое ещё толком не построили и хорошего особо ещё нажить не успели, но хорошее старое уже готовы вырубить под корень безо всякого смысла.

(Reply to this)


[info]federicka
2008-04-16 08:01 am UTC (link)
Донна, я сама чуть не плакала, когда читала твой пост! Я так люблю Восток! Я рву на грелки всех, кто говорит "чурки"! Донна, честное слово, все осталось. Ведь Советский Союз не возник на ровном месте, его возникновение и существование - историческая закономерность. Наши народы, действительно, братские и я думаю, что мы и останемся такими, какие бы границы нас не разделяли. Когда-нибудь мы снова будем жить вместе, потому что мы не чужие друг другу. В Великой Отечественной мы все (наши народы) сражались против общего врага, это о чем-то да говорит! Выше нос, прорвемся! :-)

(Reply to this) (Thread)


[info]donnanna
2008-04-16 01:26 pm UTC (link)
надеюсь ;)

(Reply to this) (Parent)


[info]alonso_kexano
2008-04-21 01:34 pm UTC (link)
Донна, плюс много относительно последнего абзаца.
Я сама росла на той чистой настоящести, которая была из прошлого мира, и очень больно сейчас капля за каплей, человеком за человека терять ее.
Можно вас читать?

(Reply to this) (Thread)


[info]donnanna
2008-04-24 04:08 pm UTC (link)
знаете, читать меня, конечно, можно, но я сама в ЖЖ бываю довольно редко и даже с существующей френдлентой не справляюсь... А френдить людей и не читать считаю не правильным.

(Reply to this) (Parent)


[info]allpha65
2008-05-07 06:28 pm UTC (link)
Thanks so much!

(Reply to this)


(33 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…